Как избегать проблем непонимания, мешающих работе

Как избегать проблем непонимания, мешающих работе

Как избегать проблем непонимания, мешающих работе

Почему при выполнении задач возникают заминки, неточные оценки, прокрастинация, недопонимание? Как вы могли догадаться, сегодня мы поговорим о когнитивных искажениях – багах в психике человека, мешающих объективно воспринимать реальность, подобно вредным привычкам. Рассмотрим наиболее популярные.

Генерализация частных случаев

Заключается в усложнении поставленной задачи. При этом человек не осознает, что выполнение может оказаться проще и быстрее. Чаще всего встречается у программистов и редко решается само по себе. Для исправления данного искажения требуется применить режим варан-менеджмента*, и тогда время на выполнение задачи сокращается с недели до суток или получаса.
*Варан-менеджмент — это стиль управления, когда менеджер ставит задачу перед исполнителем и сидит за спиной, пока задача не будет выполнена.

Это невозможно!

Как отдельная группа искажений, мешающих приступить к выполнению задачи. Часто встречается среди программистов и дизайнеров, иногда и у менеджеров. Возможные причины:

  • нежелание вникать в работу;
  • эффект сопротивления;
  • не соответствует внутренним устоям.

Решить это можно простым вопросом «Что потребуется для выполнения задачи?». Невыполнимые задачи – миф. А вот колоссальные трудозатраты для их выполнения – реальность.

Проклятие знания

Искажение, когда более информированный человек не может рассмотреть проблему с точки зрения человека, который знает меньше. Чаще встречается среди новых менеджеров.

Решение - самодрессировка. Фиксировать свое нелогичное поведение и всегда выстраивать конструктивный диалог.

Личное оскорбление

Критика работы может быть воспринята другой стороной как личное оскорбление. Характерно в основном для творческих личностей.

Во избежание срабатывания данного скрипта рекомендуем придерживаться следующих правил:

  1. Только конструктив. Отделите хорошее от плохого.
  2. Похвалите коллегу за положительные моменты.
  3. Поясните, в чём именно была ошибка. Незнание, как исправить ошибки – возможная причина сопротивления и обид.
  4. Помогите в решении или подключите дополнительные ресурсы.
  5. Настаивайте на переделке неудачного.
  6. Выясните причину появления искажения и запомните ее решение.
Эффект генерации

Большинство когнитивных искажений носят негативный характер. Встречаются и исключения. Благодаря «эффекту генерации» специалист продуктивнее усваивает новую информацию, когда воспроизводит её сам, а не воспринимает извне. Если есть сомнения в понимании поставленной задачи или риск упустить детали, повторите её вслух.

Слепое пятно

Человеческий мозг не видит свои несовершенства. Даже если человек знает о них, то не согласится, что они влияют на его поведение. А последствия спишет на обстоятельства и на глупость окружающих. И, соответственно, не сделает ничего, чтобы скорректировать свои когнитивные искажения.

Решение - спросите коллег. Слепое пятно не работает в отношении чужих багов.

Итоги

Мы рассмотрели далеко не все когнитивные искажения. Но прорабатывая даже эти 6 искажений, работать и уживаться станет проще всем членам команды.

Услуги, которые могут решить задачу

25.04.2023

Иван Доможиров

Е-мейл практикум по работе с отзывами в интернете
Е-мейл практикум по работе с отзывами в интернете
Хотите получить индивидуальное решение для вашего проекта?
Оставьте заявку, и мы свяжемся с Вами
rus