Почему иногда эффективнее покупать часы команды разработки, а не платить фикс за результат?

Почему иногда эффективнее покупать часы команды разработки, а не платить фикс за результат?

Почему иногда эффективнее покупать часы команды разработки, а не платить фикс за результат?

Когда вы обращаетесь в веб-студию за разработкой сайта, вам могут предложить различные форматы сотрудничества. Но какой из них выбрать, чтобы получить тот продукт, о котором вы мечтаете? Оптимальный тип договора позволяет учесть интересы обеих сторон: минимизировать риски веб-студии и с большей вероятностью достичь положительного результата с экономией бюджета заказчика. Сегодня мы хотим поговорить про вид договора (сотрудничества) Time&Material.

Что под собой подразумевает формат Time&Material?

Понятие модели Time & Material (T&M, «Оплата по факту») означает оплату за результат, исходя из трудозатрат. Заказчик платит не за объем работы, а за человеко-часы и за ресурсы, потраченные командой подрядчика на разработку и внедрение ПО. Например, если веб-студия в ходе выполнения задач оплачивала различные сервисы или услуги аутсорса, то данные затраты включаются в выставляемый заказчику счёт. Это можно сравнить с форматом предоставления услуг в автосервисе: вы платите за заранее согласованные нормо-часы механика плюс покрываете стоимость запчастей.

T&M хорошо показывает себя в случае, когда не получается определить полный объем работ на старте проекта или сроки их выполнения.

Как стоится рабочий процесс по Time&Material?

Разработка максимально дифференцируется на задачи и планируется по этапам, для каждого из которых определяются сроки и стоимость. Любая доработка со стороны клиента не требует согласования и дополнительных документов, что удобно обеим сторонам.

Оплата выполненных работ происходит после согласования итоговой стоимости с заказчиком. Руководитель проекта отвечает за каждую выполненную задачу и может пояснить осуществлённые доработки и время их реализации. Для клиентов тип договора Time&Material, как правило, является более выгодным по сравнению с «fixed price».

Особенности работы по договору T&M

Схема Time&Material обладает рядом специфических черт как для заказчика, так и для веб-агентства. Давайте рассмотрим их подробнее.

Для веб-студии особенности работы по модели Time&Material следующие:

  1. Минимум финансовых рисков.
    Веб-агентства не застрахованы от клиента, который стремится сэкономить каждый рубль и ежедневно обсуждает, почему та или иная задача потребовала именно столько времени. Это не лучшим образом влияет на отношения и рабочий процесс. Однако в большинстве случаев тип договора T&M гарантирует, что заказчик понимает: все новые доработки требуют времени специалистов и дополнительной оплаты. Для веб-агентства это значит, что исполнителю оплачиваются реальные трудозатраты специалистов. А также сводится к минимуму простой программистов, так как все задачи заранее спланированы и нагрузка равномерно распределена в течение месяца.

  2. Чёткое следование поставленной цели.
    Не секрет, что сменившиеся у клиента приоритеты могут оставить веб-агентство без работы. Однако модель T&M предполагает, что менеджер на стороне заказчика заинтересован в максимально качественном итоговом продукте и понимает высокие трудозатраты проекта. Для веб-студии это означает, что нет необходимости закладывать в стоимость разработки риски в виде переработок, так как оценка коротких этапов производится гораздо проще.
  3. Высокая мотивация исполнителей.
    Некоторые клиенты постоянно меняют цель и ориентиры разработки. Это приводит к демотивации команды и выгоранию специалистов, которые вынуждены работать по принципу «толочь воду в ступе». Модель Time&Material нацелена на долгосрочную перспективу и мотивирует разработчиков выполнять работу качественно и в срок. А высокая репутация команды позволяет установить стабильные взаимоотношения с заказчиком.

На основании всего сказанного следует отметить главное преимущество модели Time&Material. Клиент в результате получает детально проработанный продукт с учётом всех требований и нюансов проекта. При этом заказчик понимает, что по факту исполнителем может быть потрачено больше заявленного времени. Но данные доработки нужны для того, чтобы конечный продукт был максимально качественным. В свою очередь, разработчикам данный тип договора подходит по той причине, что нет необходимости разрабатывать строгие и «неповоротливые» ТЗ, чтобы минимизировать возможные риски.

Для клиента эти особенности выражаются в следующем:

  1. Гибкое управление бюджетом.
    Неопределённость бюджета из-за возможности дополнительных доработок обычно называют минусом схемы T&M. Суть довода в том, что заказчик несёт дополнительные финансовые риски, так как конечный объём разработки неизвестен. Однако в сравнении с другими моделями договора заказчик может экономить до 30% бюджета на средних и крупных проектах.
  2. Глубокая вовлечённость в проект.
    К заказчику предъявляются высокие требования, так как на стороне клиента должен быть компетентный специалист, способный выстроить правильную стратегию и осуществлять постоянный контроль за проводимыми работами. Но вовлечённость специалиста позволяет сделать бизнес-планирование максимально прозрачным и легче прогнозировать результат. Заказчик видит текущие статусы задач и понимает, на какой стадии находится проект. Кроме того, известны трудозатраты и стоимость оказываемых услуг за любой выбранный период.
  3. Широкий выбор исполнителей.
    Нельзя полностью исключать возможность столкнуться с исполнителем, который будет завышать часы при низком уровне работ. Но такие веб-студии быстро уходят с рынка IT, на котором в конечном итоге закрепляются профессиональные и адекватные разработчики. Среди них клиент легко может выбрать, сколько программистов будет работать над проектом и какая степень квалификации исполнителей необходима для каждой задачи.
  4. Лёгкость постановки доработок.
    Любые изменения, которые необходимо внедрить дополнительно, ставятся в бэклог проекта. Программист заранее оценивает задачу и определяет сроки её исполнения. Кроме того, все доработки планируются специалистом, который полностью вовлечён в проект и ставит задачи исполнителям.

Почему тогда заказчики не всегда соглашаются на данную модель?

Многие считают, что исполнитель обязательно «накинет» часов. Это главное опасение со стороны заказчиков. Смоделируем, как бы в этом случае выглядела ситуация по типу договора Fixed Price. Веб-студия оценила время выполнения задачи в 15 часов, но по факту разработчик потратил 20. Так могло случиться, например, потому, что в ходе выполнения пришлось править шаблон и вносить корректировки, которые было невозможно учесть на этапе оценки. В данном случае клиенту выставят заявленные 15 часов. Если такие ситуации носят массовый характер, то менеджеры веб-студии закладывают подобные риски в оценку. На практике зачастую встречается негласная модель «х2», когда данные программистами оценки до клиента доводятся в удвоенном значении. В результате заказчик недоволен высокой оценкой, а исполнитель боится, что клиент в какой-то момент откажется от их услуг.

В модели Time&Material подход прямо противоположный. Все работы делятся на итерации, которые оцениваются исключительно для организации работы и планирования. Задачи выполняются, и счёт выставляется за итерацию по факту. Количество затраченных командой часов может превышать изначальную оценку. В этом случае опционально возможно проанализировать трудозатраты, чтобы в следующей итерации оценить работы точнее.

Другими словами, если в схеме Fixed Price программисты оценивают пул задач, скажем, в 80 часов, то менеджер закладывает риски и озвучивает клиенту оценку в 160 часов. Именно столько клиент и оплатит, даже если по факту команда отработала значительно меньше.

В системе Time&Material до клиента доносится изначальная, честная оценка в 80 часов. Команда может отработать 120 часов, и счёт будет выставлен по факту. Но даже с учётом переработки в 1,5 раза по сравнению с оценкой для заказчика модель T&M окажется выгодней на 25% по сравнению с Fixed Price – как в каждой отдельной итерации, так и для конечного бюджета.

Как и любая другая модель сотрудничества, Time&Material имеет свои сильные и слабые стороны. В зависимости от поставленных целей и специфики проекта рассматриваемый тип применим в различной степени.

Для каких проектов подходит модель T&M?

В общем виде Time&Material наилучшим образом подходит для проектов, в отношении которых нет возможности с точностью указать объём необходимых работ. Самые распространённые случаи:

1. Период тестирования сайта. Каждый этап разработки можно чётко распланировать по часам. Заказчик будет знать, во сколько ему обойдётся та или иная доработка, а исполнитель сможет грамотно распланировать свою работу.

2. Проект в сотни человеко-часов. Если над сайтом работает 5 или более исполнителей, а срок разработки может достигать полугода, то T&M позволяет планомерно и с прозрачным результатом достигать поставленных целей.

3. Масштабная разработка сроком от 1 года. Если над сайтом работает больше 25 человек, то предварительные требования будут декомпозированы и уточнены, что позволит вносить необходимые коррективы в процессе разработки.

Выводы

Таким образом, модель Time&Material подходит как для клиентов, если они заинтересованы в качестве конечного продукта, так и для исполнителей, если они заинтересованы в сотрудничестве с гарантией загрузки специалистов.

Для заказчиков основным плюсом сотрудничества по схеме T&M является прозрачное ценообразование и оперативность разработки, ведь исполнители не заинтересованы в затягивании сроков. Кроме того, клиент общается исключительно с менеджером проекта, который самостоятельно планирует весь процесс разработки. Наконец, главный довод выбора заказчика в пользу Time&Material – экономия бюджета от 15 до 30% в сравнении с другими моделями. И чем крупнее проект, тем заметнее экономия бюджета.

Для веб-студий модель T&M интересна тем, что позволяет избежать простоя специалистов.

Услуги, которые могут решить задачу

18.01.2022

Александр Баланцев

Е-мейл практикум по работе с отзывами в интернете
Е-мейл практикум по работе с отзывами в интернете
Хотите получить индивидуальное решение для вашего проекта?
Оставьте заявку, и мы свяжемся с Вами
rus