Семантическое ядро: необходимость и нюансы

Семантическое ядро: необходимость и нюансы

Семантическое ядро: необходимость и нюансы

Введение

Семантическое ядро - старт и основа, на которой строится успешное SEO-продвижение, и выстраивается стратегия развития проекта. Грамотный подбор ключевых слов помогает сформировать структуру сайта, найти возможные точки роста и помочь в прогнозировании роста или падения продаж. На старте проекта не имеет смысла собирать максимально возможное количество ключевых фраз. Имеет смысл выбрать приоритетное направление, или собрать ключевые слова с высоким спросом, не углубляясь в недра тематики. Важно помнить, что работа с семантическим ядром должна выполняться на регулярной основе. Рынок меняется, появляются новые тренды и продукты, а сайты развиваются - на них появляются новые товары, продукты или статьи. Хорошим тоном является проверка семантического ядра перед началом любых работ по поисковой оптимизации. Давайте рассмотрим процесс поиска необходимых поисковых запросов более детально, познакомимся с инструментами и некоторыми нюансами.

Инструменты

wordstat.yandex.ru

Прекрасно подходит для неторопливой, вдумчивой работы по поиску ключевых слов. Сервис позволит подобрать максимально подходящие запросы без мусора и с наличием хотя бы минимального спроса, поможет проанализировать статистику запросов по месяцам и регионам, а также по типам устройств. Для работы сервиса есть множество полезных плагинов, например Yandex Wordstat Assistant для Google Chrome. Также поддерживается множество операторов, которые позволят максимально быстро и точно охватить необходимый пул запросов. Подробнее о поддерживаемых операторах можно прочесть в справке https://yandex.ru/support/direct/keywords/symbols-and-operators.html

Именно сервис Wordstat является основным инструментом нашего агентства, к которому мы регулярно обращаемся в процессе работы и настоятельно рекомендуем использовать его нашим заказчикам.

букварикс, кейсо

Сервисы массового сбора ключевых слов, которые могут помочь ознакомиться с тематикой и найти новые кластеры, которые были не учтены или забыты. Оба сервиса по-разному получают базы ключевых слов, но оба могут выдать огромное количество запросов, которые не каждый способен "переварить" и грамотно использовать. Самая большая проблема в том, что ключевые слова выдаются как есть и содержат огромное количество мусора, без кластеризации и структуры. Для нормального использования придется проделать большую ручную работу по чистке запросов. У нас есть кейс, в котором мы собрали около 500.000 запросов, из которых "полезными" оказались лишь 120.000. Но нужно заметить, что оба сервиса отлично позволяют охватить семантику на первоначальном этапе создания сайта, например, при формировании структуры или оценке тематики.

глаза и руки

Как ни странно, но собственный сайт или сайты конкурентов могут дать большую базу ключевых слов. Достаточно в ручном режиме пройти по страницам сайтов, обратить внимание на заголовки, названия товаров и описания разделов. Это уже позволит составить некоторую базу ключевых слов, с которой можно успешно работать. Но это очень трудозатратный способ, который следует применять параллельно с другими инструментами.

софт

Для тех, кто регулярно работает с ключевыми запросами есть множество приложений, которые помогут массово собирать и обрабатывать запросы. Лидером является Key Collector. Минус любого софта в том, что предварительно придется выполнить чистку от мусора. Дополнительно необходимо подключить сервисы антикапчи и XML-лимиты. Дело в том, что поисковые системы не разрешают напрямую выполнять множественные запросы к своим сервисам, но позволяют работать через XML https://yandex.ru/dev/xml/. Мы используем данный софт при работе с большим количеством запросов, если перед нами стоит только задача сбора ядра.

как мы работаем?

Если от заказчика нет задачи сбора первоначального семантического ядра, то мы опираемся на здравый смысл. Прежде всего поиск запросов хоть и позволяет ознакомиться с тематикой проекта, но требует пустых затрат большого количества времени. Потраченное время хоть и позволит поверхностно ознакомиться с проектом, но не даст для проекта ничего полезного здесь и сейчас. Наше агентство старается выполнять подбор запросов параллельно с началом любых работ по поисковому продвижению, но опираясь на приоритеты заказчика и без сбора всей возможной семантики. Подбор запросов идет параллельно с анализом выдачи. Очень важно попасть в интент, который будет давать результат, а не только трафик. Собранные ключевые слова добавляются в систему мониторинга позиций и фиксируются начальные значения. Следующим шагом формируются служебные meta-теги, описание страницы, и выдаются рекомендации для заказчика. Данный тип работы позволяет погрузиться в тему и работать на результат с первых часов.

Нюансы

региональность

При сборе геозависимых запросов необходимо ориентироваться на статистику спроса по регионам, хотя это и не всегда необходимо (внезапно). Часто изучая запросы без привязки к региону, можно найти интересные кластеры запросов, которые популярны на юге или севере, но не интересны в центре, и, опираясь на эти данные, можно построить стратегию закупок и план продаж.

Если мы говорим про интернет-магазин, который работает на всю Россию, но находится в Москве, то ничего плохого нет в сборе статистике по всей России. Особенно, если это официальный интернет-магазин любого из брендов и товары данного бренда нигде больше не купить. Если интернет-магазин работает в Уфе и только на Уфу, то собирать спрос по всей России не имеет смысла, можно сделать большие ошибки в выстраивании маркетинговой стратегии.

Еще большие сложности могут возникнуть при сборе статистики по запросам с именами нарицательными или по общим словам. Допустим Ваш бизнес завязан на продаже квартир и есть задача по продвижению "ЖК Парус". Внезапно оказывается, что такие ЖК есть в Самаре, Челябинске и Рязани. В таком случае сбор статистики по одному региону выглядит логичным и оправданным. Мы не будем разворачивать тему, если все одноименные ЖК ваши, и необходимы продажи в каждом регионе.

Единственным случаем, когда можно проигнорировать региональность - это информационные запросы. Любые статьи, обзоры и инструкции могут быть не привязаны к региону, и можно смело собирать общую для всех регионов статистику спроса.

точное и неточное вхождение

Необходимые для работы параметры - спрос по точному вхождению запроса. Важно знать, как и что ищут в поисковых системах, какие ключевые слова используются. Уточнения позволяют более точно прогнозировать результат работы и распределить приоритеты. Например, за последние 30 дней автомобили Mazda спросили почти 8 000 раз, тогда как моделью Mazda 6 интересовались почти 6 000 раз. Получается, что в приоритет необходимо ставить модель Mazda 6, а работа по общей марке оставить на потом.

анализ выдачи

При подборе запросов важно анализировать то, что происходит в выдаче поисковых систем. Казалось бы, вполне хороший запрос может оказаться информационным или микс, а значит не всегда имеет смысл бороться за него в коммерческой выдаче. Например, по запросу "seo-продвижение" или "Mazda" в выдаче всего 2-3 коммерческих предложения, остальное занято статьями, обзорами и инструкциями. Это говорит о том, что борьба за выдачу с коммерческим предложением будет более жесткая, и возможно есть смысл попасть в выдачу с информационной подачи: оформить страницу в информационном стиле или написать статью в блоге.

артикулы и номера моделей

При формировании семантического ядра необходимо обращать внимание на наличие артикулов и наименования моделей. Мы сталкивались с ситуацией, когда спрос по модели или наименованию товара проигрывал спросу по артикулу или серии. Это связано с тем, что покупатель чаще всего на видном месте видит не название модели, а именно артикул или серию. Также бывает и ситуация, когда товар рассчитан на профессионалов, а они знают конкретные, уточняющие нюансы, неведомые обывателю. Хорошим примером может служить статистика по автоматическим выключателям ABB. Пример того, как тип https://wordstat.yandex.ru/#!/?words="sh201l%20c16 более популярен, чем характеристика https://wordstat.yandex.ru/#!/?words="abb%20c16"

здравый смысл

Если вы считаете, что сбор максимально возможного количества запросов позволит учесть всё, сформировать более полную структуру сайта и учесть особенности тематики - то вы заблуждаетесь. Дело в том, что запросы регулярно исчезают из выдачи и появляются новые, а создание на сайте всех возможных категорий без должного наполнения только навредит проекту. У нас есть опыт работы с большими семантическими ядрами в сотни тысяч запросов, но связано это с тем, что проекты уже большие, и запросы регулярно дополнялись, исходя из того, что уже есть на сайте. Мы рекомендуем не собирать сразу десятки и сотни тысяч запросов, это не всегда имеет смысл. В качестве примера приведу статистику - грамотно собранное семантическое ядро в 1 000 запросов приносит интернет-магазину около 100 000 уникальных посетителей ежемесячно.

Кластеризация

При сборке семантического ядра следует сразу же дробить его на кластеры. Это логично и правильно. Работа с кластерами позволяет выстроить структуру проекта, выделить ключевые разделы или отметить необходимость создания новых. Во время поискового продвижения кластеры помогут следить за общей динамикой. Мигание некоторых запросов или целых кластеров позволяют SEO-специалисту сделать правильные выводы и выстроить дальнейшую стратегию.

Если до этого кластеры не создавались, или вам отдали семантическое ядро списком ключевых слов, то в Сети есть множество сервисов кластеризации. Из софта можем рекомендовать KeyAssort

Каннибализация

Каннибализация - неприятное действие со стороны поисковых систем. Многие обособленные запросы могут объединяться в одну общую группу. Например, по запросам "купить свитер" или "купить джемпер" выдача очень схожа, дополнительно показываются сайты с пуловерами. Причем, ключевое слово "пуловер" будет подсвечено, как бы сообщая о том, что пользователи искали именно это. В итоге, при сборе ключевых слов обязательно следует проверять поисковую выдачу и обращать внимание на сайты, которые ранжируются. Работа в условиях каннибализации - одна из задач SEO-специалиста.

LSI-фразы

Алгоритмы поисковых систем шагнули так далеко, что умеют определять соответствие содержимого страницы ключевым словам. Мало вписать на страницу ключевые слова, весь контент должен относиться к ним. Грубо говоря, не имеет смысла продавать холодильники через текст о вениках. Как минимум у этих групп товаров разные технические характеристики, внешние данные и назначение. Отсюда же и следует следующее правило - делать сайты для людей. Текст должен быть по теме, раскрывать суть запроса и содержать как можно меньше воды.

Собрать LSI-фразы можно параллельно со сбором основных запросов, более того, это могут быть фразы, которые являются более низкочастотными запросами основного запроса.

Что делать с семантическим ядром?

Когда вы собрали свое первое семантическое ядро, которое содержит кластеры, следует сразу же добавить его в систему мониторинга позиций и проверить текущую ситуацию. Исходя из полученных данных проанализировать, имеется ли для отстающих запросов необходимая страница или ее следует создать. Также следует обратить внимание, какая страница релевантна в выдаче. Если вдруг по запросу ранжируется несозданная для этого запроса страница, следует на это обратить внимание и постараться исправить ситуацию.

Вывод

Семантическое ядро - это больше, чем простой набор ключевых фраз. Грамотно собранное и структурированное ядро может помочь грамотно сформировать новые разделы сайта или внести корректировки в существующие. Регулярный мониторинг позиций позволит на ранних стадиях заметить проблемы в выдаче и отреагировать на них. Также это - одна из эффективных метрик в KPI специалиста или агентства. Именно лидирующие позиции по ключевым запросам приносят необходимый трафик и продажи.

Услуги, которые могут решить задачу

06.10.2022

Сергей Мусатов

Е-мейл практикум по работе с отзывами в интернете
Е-мейл практикум по работе с отзывами в интернете
Хотите получить индивидуальное решение для вашего проекта?
Оставьте заявку, и мы свяжемся с Вами
rus