Как строить коммуникацию с разными психотипами? Метод DISCa

Как строить коммуникацию с разными психотипами? Метод DISCa

Как строить коммуникацию с разными психотипами? Метод DISCa

Как мы прекрасно знаем, для построения грамотной коммуникации к каждому человеку необходимо найти подход. А сделать это проще всего, зная, какой тип личности перед вами.

Систем определения психотипов существует множество, но сегодня мы рассмотрим одну из наиболее известных – DISC.

DISC – это поведенческая модель, состоящая из 4-х ступеней, у каждой из которых есть свой цвет. Система помогает распознать особенности поведения того или иного типа и определить, как с ними лучше взаимодействовать, в каких условиях они чувствуют себя комфортно, как выполняют работу. Даже какие-то внешние признаки могут помочь в определении типа человека, стоящего перед вами.

Итак, давайте подробнее разберёмся в каждом типе

Dominance – доминирование (красный)

Люди данного типа – истинные лидеры. Они решительные, амбициозные, прямолинейные и самоуверенные. Быстро принимают решения и мотивируются своими победами и достижениями. Стремятся быть на руководящей должности, ведь любят и умеют командовать.

Сильные стороны:

  • Быстро принимают решения
  • Легко адаптируются к изменениям
  • Карьеристы, не боятся трудных задач и комфортно себя чувствуют в сложных условиях
  • Имеют соревновательный дух
  • Сильная воля, настойчивость, умение добиваться своего

Слабые стороны:

  • Могут быть резкими, грубоватыми, вспыльчивыми
  • Нетерпеливы
  • Невнимательны к деталям
  • Невнимательны к людям, их интересам
  • Могут быть агрессивными под давлением ситуации

Внешние особенности:

  • Крепкое рукопожатие
  • Прямой взгляд, иногда даже высокомерный
  • Уверенный и громкий голос
  • Могут намеренно опаздывать
  • Как правило, внешне стараются подчеркнуть статус, на рабочем месте могут быть награды, грамоты

Так как же лучше поддерживать контакт? Рассмотрим основные этапы:

Установление контакта:

  • Если хотите сделать комплимент, то не стоит льстить, хвалить что-то внешнее
  • Больше они оценят похвалу деловых достижений
  • Положительно относятся к цитированию, но не переусердствуйте, иначе рискуете потерять интерес/уважение к вам. «Красные» не любят подхалимов и не очень доверчивы
  • Любят полезную информацию по делу
  • Разговаривать с ними надо спокойно, но жестко и уверенно
  • Чтобы получить от них четкий ответ на свои вопросы, обязательно кратко объясните их цель и целесообразность

Презентация:

  • Лучше произнести главный аргумент в начале
  • Уверенная, динамичная, чёткая презентация. Не сомневайтесь в том, что говорите
  • Им не нужно много цифр и доказательств, т.к. они не копаются в деталях

Отработка возражений:

  • Большой плюс прямолинейности «красных» в том, что они не прячут свои вопросы и возражения
  • Могут специально провоцировать, выводить на конфликт, проверять – не поддавайтесь и спокойно отработайте возражения

Завершение встречи:

  • Не затягивайте прощания, они не любят долго ждать
  • Обязательно закрепите устные договорённости письмом

Influence – влияние (жёлтый)

Для жёлтого типа очень важно признание и одобрение людей. Это оптимистичные и жизнерадостные люди, которые любят быть в центре внимания и являются «душой компании».

Сильные стороны:

  • Обаятельные и харизматичные
  • Творческое и креативное мышление
  • Энтузиазм, оптимизм
  • Разговорчивые и коммуникабельные, легко заводят новые знакомства
  • Доброжелательные и позитивные

Слабые стороны:

  • Непунктуальные
  • Импульсивные, перескакивают с задачи на задачу, поэтому не доводят дело до конца
  • Неорганизованные, трудно работают с бумагами и цифрами
  • Не любят письменное общение
  • Излишне эмоциональны

Внешние особенности:

  • Активно жестикулируют, обладают яркой мимикой
  • Речь эмоциональная, могут использовать жаргоны и оригинальные слова
  • Любят модную/броскую одежду
  • Любят аксессуары
  • На рабочем месте творческий беспорядок, множество всяких безделушек, украшающих стол

В общении они кажутся проще «красных» за счёт своей коммуникабельности. Рассмотрим подробнее

Установление контакта:

  • Положительно отнесутся к банальному комплименту о внешнем виде, любят похвалу
  • Любят, когда их цитируют, а также любят слушать, что говорят про них другие
  • Не стоит их перебивать или вмешиваться в их историю, они не любят, когда кто-то перетягивает одеяло на себя

Презентация:

  • Они – истинные визуалы, оценят яркую и красивую презентацию
  • Меньше цифр и расчетов, больше акцента на том, как это отразится на них

Отработка возражений:

  • Возражениями будут привлекать внимание к себе, могут обсуждать какие-то мелочи и детали, которые их на самом деле не волнуют
  • Не возвращайтесь к цифрам, нарисуйте им картину будущего, опишите выгоды

Завершение встречи:

  • Сведите к минимуму письменные переписки
  • Возникающие вопросы лучше обсудить по мере возникновения в телефонном разговоре

Stability – стабильность (зеленый)

Тип S — это спокойные и мягкие личности. Любят стабильность и с трудом переживают перемены, особенно резкие. Эмпаты, внимательные к людям и их чувствам, тактичные.

Сильные стороны:

  • Хорошие слушатели
  • Надёжные и верные
  • Внимательно и чутко относятся к людям, умеет сопереживать
  • Искренние
  • Хорошо чувствуют настроение людей и умеют под него подстраиваться

Слабые стороны:

  • Сложно отказывают людям
  • Тяжело переносят изменения
  • Нерешительные
  • Уступчивые, покорные
  • Чувствительны к негативу, обидчивы

Внешние особенности:

  • В диалогах предпочитает слушать и интересоваться собеседником, задавать уточняющие вопросы. О себе говорит мало
  • В одежде предпочитают сдержанные тона, неброскую одежду
  • На столе порядок, все хорошо организовано. Стоит цветок или фото родных/друзей

Установление контакта:

  • Делая комплимент, будьте искренними, т.к. «зелёные» — проницательные собеседники. Можно, например, похвалить уют и порядок на рабочем месте
  • Положительно отнесутся к вопросам о семье, друзьях, коллегах
  • Оценят и историю, и анекдот, но сами открываться будут с трудом
  • Разговор лучше вести спокойно и доброжелательно

Презентация:

  • Презентация должна быть понятной и логичной
  • Не торопитесь, говорите спокойно и размеренно, делайте паузы
  • Не давите
  • Запрашивайте обратную связь, уточните про сомнения
  • Хорошо воспримут примеры успешного/неуспешного использования, это поможет их убедить

Отработка возражений:

  • Предпочитают отмалчиваться, поэтому возражения из них надо вытащить. Это не значит, что возражения будет легко обработать
  • Озвучат свои сомнения в мягкой/вопросительной форме
  • Докажите им, что нет рисков, приведите примеры, присоедините его к другим людям, сказав, что многие уже согласились

Завершение встречи:

  • Дайте время подумать, не торопите их в принятии решения
  • Обсудите следующие шаги заранее, чтобы у них сложилось ощущение надёжной почвы

Compliance – соответствие (синий)

    Представители типа «С» являются довольно замкнутыми и холодными людьми, сдержанная мимика и минимум жестикуляции. Они любят быть правы и не любят ошибок – своих и чужих.

Сильные стороны:

  • Очень педантичны, перфекционисты
  • Организованны и любят системный подход
  • Хорошо умеют анализировать информацию, вплоть до мельчайших деталей

Слабые стороны:

  • Бывают довольно критичными
  • Замкнутые, предпочитают письменное общение, могут «уйти в себя» в стрессовой ситуации
  • Не терпят ошибок (особенно от себя)
  • Негибкие, не хотят искать компромисс

Внешние особенности:

  • Сдержаны в жестах, держат короткий контакт глазами
  • Тактильных контактов стараются избегать, но если придется – это будет коротко и «скупо»
  • В одежде аккуратны и опрятны
  • Рабочее место также чистое, на столе царит порядок, нет видимой личной информации

Учитывая «критичность» синих, в общении стоит быть аккуратным и серьезным, особенно при первом контакте.

Установление контакта:

  • Лучше обойтись без какой-либо похвалы. В крайнем случае, в разговоре можно обмолвиться про составленный им отчёт, план, но не акцентировать на этом много внимания
  • Цитировать надо осторожно, неточность может вызвать раздражение
  • Оценят полезную информацию
  • Шутку или интересную историю могут не воспринять, если отношения неблизкие

Презентация:

  • Стоит подготовить абсолютно весь необходимый материал
  • Перепроверить все расчёты и цифры, избегать опечаток
  • Информацию оформить систематично и аккуратно, без ярких элементов/картинок

Отработка возражений:

  • Именно те люди, которые будут задавать очень много вопросов по всем аспектам, даже самым незначительным, сфокусированы на результате
  • На все вопросы и возражения надо ответить спокойно, но жёстко и уверено

Завершение встречи:

  • Обязательно закрепить протокол общения
  • Стараться связываться письменно, а не устно
  • Не торопить в принятии решения
  • Заранее обсудить последующие шаги

Поняв методологию данной системы, вы сможете применять её в самых разных сферах: для коммуникации с коллегами и заказчиками, в рекрутинге с целью найма подходящих людей для определённой должности, для взаимодействия с подчинёнными, определения правильной мотивации.

Тем не менее, важно понимать, довольно редко встречается «чистый» тип. Как правило, людям присущи разные черты, даже встречаются все типы в одном, но какой-то всё равно доминирует или человек обладает смешанным доминирующим типом поведения (т.е. в нём в равной степени проявляются качества двух типов).

Потренируйтесь в определении психотипа, попробуйте проанализировать самого себя или людей в своём окружении, последить за их привычками, действиями. Это интересно.

02.03.2022

Тамара Епифанова

Е-мейл практикум по работе с отзывами в интернете
Е-мейл практикум по работе с отзывами в интернете
Хотите получить индивидуальное решение для вашего проекта?
Оставьте заявку, и мы свяжемся с Вами
rus