Как строить коммуникацию с разными психотипами? Метод DISCa
Как мы прекрасно знаем, для построения грамотной коммуникации к каждому человеку необходимо найти подход. А сделать это проще всего, зная, какой тип личности перед вами.
Систем определения психотипов существует множество, но сегодня мы рассмотрим одну из наиболее известных – DISC.
DISC – это поведенческая модель, состоящая из 4-х ступеней, у каждой из которых есть свой цвет. Система помогает распознать особенности поведения того или иного типа и определить, как с ними лучше взаимодействовать, в каких условиях они чувствуют себя комфортно, как выполняют работу. Даже какие-то внешние признаки могут помочь в определении типа человека, стоящего перед вами.
Итак, давайте подробнее разберёмся в каждом типе
Dominance – доминирование (красный)
Люди данного типа – истинные лидеры. Они решительные, амбициозные, прямолинейные и самоуверенные. Быстро принимают решения и мотивируются своими победами и достижениями. Стремятся быть на руководящей должности, ведь любят и умеют командовать.
Сильные стороны:
- Быстро принимают решения
- Легко адаптируются к изменениям
- Карьеристы, не боятся трудных задач и комфортно себя чувствуют в сложных условиях
- Имеют соревновательный дух
- Сильная воля, настойчивость, умение добиваться своего
Слабые стороны:
- Могут быть резкими, грубоватыми, вспыльчивыми
- Нетерпеливы
- Невнимательны к деталям
- Невнимательны к людям, их интересам
- Могут быть агрессивными под давлением ситуации
Внешние особенности:
- Крепкое рукопожатие
- Прямой взгляд, иногда даже высокомерный
- Уверенный и громкий голос
- Могут намеренно опаздывать
- Как правило, внешне стараются подчеркнуть статус, на рабочем месте могут быть награды, грамоты
Так как же лучше поддерживать контакт? Рассмотрим основные этапы:
Установление контакта:
- Если хотите сделать комплимент, то не стоит льстить, хвалить что-то внешнее
- Больше они оценят похвалу деловых достижений
- Положительно относятся к цитированию, но не переусердствуйте, иначе рискуете потерять интерес/уважение к вам. «Красные» не любят подхалимов и не очень доверчивы
- Любят полезную информацию по делу
- Разговаривать с ними надо спокойно, но жестко и уверенно
- Чтобы получить от них четкий ответ на свои вопросы, обязательно кратко объясните их цель и целесообразность
Презентация:
- Лучше произнести главный аргумент в начале
- Уверенная, динамичная, чёткая презентация. Не сомневайтесь в том, что говорите
- Им не нужно много цифр и доказательств, т.к. они не копаются в деталях
Отработка возражений:
- Большой плюс прямолинейности «красных» в том, что они не прячут свои вопросы и возражения
- Могут специально провоцировать, выводить на конфликт, проверять – не поддавайтесь и спокойно отработайте возражения
Завершение встречи:
- Не затягивайте прощания, они не любят долго ждать
- Обязательно закрепите устные договорённости письмом
Influence – влияние (жёлтый)
Для жёлтого типа очень важно признание и одобрение людей. Это оптимистичные и жизнерадостные люди, которые любят быть в центре внимания и являются «душой компании».
Сильные стороны:
- Обаятельные и харизматичные
- Творческое и креативное мышление
- Энтузиазм, оптимизм
- Разговорчивые и коммуникабельные, легко заводят новые знакомства
- Доброжелательные и позитивные
Слабые стороны:
- Непунктуальные
- Импульсивные, перескакивают с задачи на задачу, поэтому не доводят дело до конца
- Неорганизованные, трудно работают с бумагами и цифрами
- Не любят письменное общение
- Излишне эмоциональны
Внешние особенности:
- Активно жестикулируют, обладают яркой мимикой
- Речь эмоциональная, могут использовать жаргоны и оригинальные слова
- Любят модную/броскую одежду
- Любят аксессуары
- На рабочем месте творческий беспорядок, множество всяких безделушек, украшающих стол
В общении они кажутся проще «красных» за счёт своей коммуникабельности. Рассмотрим подробнее
Установление контакта:
- Положительно отнесутся к банальному комплименту о внешнем виде, любят похвалу
- Любят, когда их цитируют, а также любят слушать, что говорят про них другие
- Не стоит их перебивать или вмешиваться в их историю, они не любят, когда кто-то перетягивает одеяло на себя
Презентация:
- Они – истинные визуалы, оценят яркую и красивую презентацию
- Меньше цифр и расчетов, больше акцента на том, как это отразится на них
Отработка возражений:
- Возражениями будут привлекать внимание к себе, могут обсуждать какие-то мелочи и детали, которые их на самом деле не волнуют
- Не возвращайтесь к цифрам, нарисуйте им картину будущего, опишите выгоды
Завершение встречи:
- Сведите к минимуму письменные переписки
- Возникающие вопросы лучше обсудить по мере возникновения в телефонном разговоре
Stability – стабильность (зеленый)
Тип S — это спокойные и мягкие личности. Любят стабильность и с трудом переживают перемены, особенно резкие. Эмпаты, внимательные к людям и их чувствам, тактичные.
Сильные стороны:
- Хорошие слушатели
- Надёжные и верные
- Внимательно и чутко относятся к людям, умеет сопереживать
- Искренние
- Хорошо чувствуют настроение людей и умеют под него подстраиваться
Слабые стороны:
- Сложно отказывают людям
- Тяжело переносят изменения
- Нерешительные
- Уступчивые, покорные
- Чувствительны к негативу, обидчивы
Внешние особенности:
- В диалогах предпочитает слушать и интересоваться собеседником, задавать уточняющие вопросы. О себе говорит мало
- В одежде предпочитают сдержанные тона, неброскую одежду
- На столе порядок, все хорошо организовано. Стоит цветок или фото родных/друзей
Установление контакта:
- Делая комплимент, будьте искренними, т.к. «зелёные» — проницательные собеседники. Можно, например, похвалить уют и порядок на рабочем месте
- Положительно отнесутся к вопросам о семье, друзьях, коллегах
- Оценят и историю, и анекдот, но сами открываться будут с трудом
- Разговор лучше вести спокойно и доброжелательно
Презентация:
- Презентация должна быть понятной и логичной
- Не торопитесь, говорите спокойно и размеренно, делайте паузы
- Не давите
- Запрашивайте обратную связь, уточните про сомнения
- Хорошо воспримут примеры успешного/неуспешного использования, это поможет их убедить
Отработка возражений:
- Предпочитают отмалчиваться, поэтому возражения из них надо вытащить. Это не значит, что возражения будет легко обработать
- Озвучат свои сомнения в мягкой/вопросительной форме
- Докажите им, что нет рисков, приведите примеры, присоедините его к другим людям, сказав, что многие уже согласились
Завершение встречи:
- Дайте время подумать, не торопите их в принятии решения
- Обсудите следующие шаги заранее, чтобы у них сложилось ощущение надёжной почвы
Compliance – соответствие (синий)
Представители типа «С» являются довольно замкнутыми и холодными людьми, сдержанная мимика и минимум жестикуляции. Они любят быть правы и не любят ошибок – своих и чужих.
Сильные стороны:
- Очень педантичны, перфекционисты
- Организованны и любят системный подход
- Хорошо умеют анализировать информацию, вплоть до мельчайших деталей
Слабые стороны:
- Бывают довольно критичными
- Замкнутые, предпочитают письменное общение, могут «уйти в себя» в стрессовой ситуации
- Не терпят ошибок (особенно от себя)
- Негибкие, не хотят искать компромисс
Внешние особенности:
- Сдержаны в жестах, держат короткий контакт глазами
- Тактильных контактов стараются избегать, но если придется – это будет коротко и «скупо»
- В одежде аккуратны и опрятны
- Рабочее место также чистое, на столе царит порядок, нет видимой личной информации
Учитывая «критичность» синих, в общении стоит быть аккуратным и серьезным, особенно при первом контакте.
Установление контакта:
- Лучше обойтись без какой-либо похвалы. В крайнем случае, в разговоре можно обмолвиться про составленный им отчёт, план, но не акцентировать на этом много внимания
- Цитировать надо осторожно, неточность может вызвать раздражение
- Оценят полезную информацию
- Шутку или интересную историю могут не воспринять, если отношения неблизкие
Презентация:
- Стоит подготовить абсолютно весь необходимый материал
- Перепроверить все расчёты и цифры, избегать опечаток
- Информацию оформить систематично и аккуратно, без ярких элементов/картинок
Отработка возражений:
- Именно те люди, которые будут задавать очень много вопросов по всем аспектам, даже самым незначительным, сфокусированы на результате
- На все вопросы и возражения надо ответить спокойно, но жёстко и уверено
Завершение встречи:
- Обязательно закрепить протокол общения
- Стараться связываться письменно, а не устно
- Не торопить в принятии решения
- Заранее обсудить последующие шаги
Поняв методологию данной системы, вы сможете применять её в самых разных сферах: для коммуникации с коллегами и заказчиками, в рекрутинге с целью найма подходящих людей для определённой должности, для взаимодействия с подчинёнными, определения правильной мотивации.
Тем не менее, важно понимать, довольно редко встречается «чистый» тип. Как правило, людям присущи разные черты, даже встречаются все типы в одном, но какой-то всё равно доминирует или человек обладает смешанным доминирующим типом поведения (т.е. в нём в равной степени проявляются качества двух типов).
Потренируйтесь в определении психотипа, попробуйте проанализировать самого себя или людей в своём окружении, последить за их привычками, действиями. Это интересно.